Разновидности вариаторов

Сегодня вариатор набирает все большую популярность и существует в нескольких разновидностях, две из которых, получившие особенно активное применение, — это клиноременной и тороидный (торовый) вариаторы.

Тип вариатора КЛИНОРЕМЕННОЙ  ТОРОИДНЫЙ
Схема Пример – КПП Multitronic:вариатор
1) маховик с демпфером крутильных колебаний

2) фрикцион заднего хода

3) промежуточная передача

4) вариатор

5) электронный блок управления

6) гидравлический блок управления

7) фрикцион переднего хода

8) планетарный механизм

Пример – КПП Extroid:вариатор

1) гидротрансформатор

2) шестерни заднего хода

3) ведущие диски

4) ролики

5) ведомые диски

6) насос

Устройство Вариатор состоит из 1 или 2-х ременных передач, которые включают 2 шкива (ведущий и ведомый). Шкивы соединены между собой клиновидным ремнем – отсюда и название устройства (но в некоторых вариаторах вместо ремня используется металлическая цепь). Передача вращения становится возможной благодаря силе трения между шкивами и боковой поверхностью ремня. В составе тороидного вариатора функцию раздвижных шкивов выполняют конусовидные диски, а вместо ремня используются ролики. Точно так же один из дисков – ведущий (он взаимодействует с коленвалом двигателя), другой – ведомый (соединяется с трансмиссией). Ролики, в свою очередь, осуществляют вращение вокруг горизонтальной оси и передают при этом крутящий момент; а также они в разных точках соприкасаются с дисками при перемещении по вертикальной оси.
Принцип работы Цель – достижение согласованного изменения диаметров шкивов соответственно изменениям режима работы двигателя; а достигается это посредством специального привода. В самом начале движения транспортного средства ведущий шкив имеет минимальный диаметр, а ведомый – максимальный. Если число оборотов двигателя увеличивается, то увеличивается и диаметр ведущего шкива. При этом диаметр ведомого шкива уменьшается, и с ним уменьшается передаточное число, а вариатор поддерживает оптимальные обороты двигателя. Передаточное отношение меняется при изменениях положения роликов. Вращение по одинаковым радиусам характеризует прямую передачу (1). Прижатие ролика к ведущему диску по большему радиусу обеспечивает повышающую передачу (2). Понижающая передача реализуется при соприкосновении ролика с ведущим диском по малому радиусу, а с ведомым – по большому (3).
   вариатор  вариатор